В ответе за будущее: на «СтройДорЭкспо 2022» обсудили состояние и перспективы отечественного спецмашиностроения

slide_1

В рамках Всероссийского форума производителей строительно-дорожной и специализированной техники «СтройДорЭкспо 2022» в Челябинске состоялась конференция «Развитие производства строительно-дорожной техники (СДТ) в РФ», на которой эксперты обсудили текущее положение дел в отрасли, состояние спроса на отечественные машины на внутреннем рынке, меры господдержки.

В мероприятии приняли участие руководство Минтранса РФ, департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ, Ассоциации «Росспецмаш», правительства Челябинской области, Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, руководители ведущих отечественных заводов по производству СДТ, представители СМИ. Зачин конференции задала один из организаторов форума — директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова, отметив, что по итогам года производство СДТ в России при оптимистичном сценарии может сохраниться на уровне прошлого года. Объем заказов, заметно просевший в марте, по данным заводов, постепенно восстанавливается, хотя в настоящее время развитию российского машиностроения мешает демпинг со стороны иностранных компаний из ряда стран.Одной из главных проблем для отечественных машиностроителей стал поиск новых поставщиков комплектующих, развитие собственного производства компонентной базы и перестроение логистических цепочек. Заместитель директора департамента государственный политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Ренат Гайнетдинов заявил, что внутренняя потребность в СДТ на 2022-2024 годы составляет около 30 тыс. единиц, отметив при этом, что Минтрансом совместно с Минпромторгом прорабатывается возможность проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию новых образцов российской спецтехники. В свою очередь, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Мария Елкина особо подчеркнула высокую востребованность программы субсидирования НИОКР, предусматривающую компенсацию до 70% затрат предприятий при реализации инвестиционных проектов, направленных на создание производства продукции. Детально остановившись на других существующих мерах поддержки потребителей и производителей отечественной строительно-дорожной техники, представитель министерства отметила, что сегодня активно реализуется такая мера поддержки, как льготный лизинг, позволяющая не только снизить первоначальную стоимость приобретаемой техники, но и дающая потребителям возможность распределить во времени затраты, связанные с обновлением действующих парков.
Также в прошлом году была возобновлена поддержка по программе субсидирования скидок при реализации такой техники. Сейчас дисконт, предоставляемый производителем покупателю, составляет в среднем 15% от цены продукции.

Помимо мероприятий деловой программы, участники и гости «СтройДорЭкспо 2022» могли увидеть последние разработки отечественной спецтехники — причем не только в статике, но и в работе, на импровизированном испытательном полигоне. Так, заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин лично принял участие в тестировании нового российского гусеничного асфальтоукладчика АСФ-Г-4-05 производства НПО «Группа Компаний Машиностроения и Приборостроения».

За демонстрацией возможностей новинок в сфере СДТ наблюдала «Стройгазета». Представляем наиболее интересные машины и оборудование, поражающие своими техническими характеристиками и показавшие хорошую работу в ходе эксплуатационных испытаний.

Прогноз отказов
Российское научно-производственное предприятие «Резонанс» разработало электромеханическую трансмиссию для специализированных машин. Цифровая платформа с электромеханической трансмиссией применяется для работы в составе экологичных многоцелевых мини-погрузчиков с улучшенными условиями труда оператора. Разработка включает в себя тяговые мотор-редукторы, блок силовой электроники, привод для навесного оборудования, графический интерфейс и органы управления. Питание силовых компонентов осуществляется от аккумуляторной батареи. Все компоненты объединены CAN-шиной.
Создатели заявляют, что трансмиссию отличают минимальный объем технического обслуживания среди всех известных типов трансмиссий, полный контроль технического состояния систем машины, включая прогноз отказов. В трансмиссии реализована возможность дистанционного и автоматизированного управления. Преимуществом разработки также является регистратор параметров («черный ящик») с онлайн-передачей данных и возможностью их облачного хранения и обработки. Экологические показатели продукции «Резонанса» соответствуют стандарту ЕВРО-7.

Нивелируя это
Специалисты тракторного завода «ДСТ-Урал» продемонстрировали в Челябинске работу сразу нескольких машин собственного производства: бульдозера D9 образца 2022 года, колесного погрузчика П430 с дистанционным управлением, гусеничного погрузчика ПГ20 с мульчерным навесным оборудованием и бульдозера D10 для дорожного строительства с мульчером. Также посетителям показали бульдозер D10 с системой нивелирования; такая система является необходимым инструментом в работе на строительных площадках, обладает необходимым функционалом и способна конкурировать с зарубежными аналогами.
На статической экспозиции завод продемонстрировал большой трубоукладчик ТГ35.80, 44-тонный бульдозер D25, гусеничный (ПГ20) и колесный (П465) погрузчики.
«До 2016 года мы сильно проигрывали конкурентам из Китая, Европы, США, Японии. У нас запрашивали низкие цены, как у китайских производителей, а качество требовали европейское, — отмечает генеральный директор «ДСТ-Урал» Евгений Горелый, оценивая конкурентоспособность отечественных производителей. — Сегодня мы понимаем требования рынка. Довольно титулованные покупатели — «Газпром», «Роснефть» — стали обращать внимание на нашу продукцию».

Безопасная перевозка
У завода «Тонар» пополнение в линейке полуприцепов-«опасников». Теперь универсальная модель контейнеровоза Тонар K4-U имеет техническую возможность для перевозки танк-контейнеров под сжиженные газы. Техника оснащена кофрами под огнетушители, рамками под таблицы обозначения опасного груза, экранированной проводкой в гофрированных шлангах.
Основные технические характеристики Тонар K4-U: манометр для определения нагрузки на осевые агрегаты, вынесенная передняя ось, ступичный узел с блок-подшипником, ручной клапан регулировки давления, осевые агрегаты собственного производства, корзина под два запасных колеса в базовой комплектации. Игорь ВДОВИН, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей: В ближайшие пять лет парк спецтехники дорожников может быть легко заменен на российскую технику на 50%

Справочно:
«Росспецмаш» (Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования) — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.

trimach.ru